Ghosts I—IV
Tiny Mix Tapes, John Jolley
Опубликовано 26 марта 2008г.
Перевод: квазар, 26 марта 2008г.
Оригинал


Nine Inch Nails: Ghosts I—IVGhosts I—IV затрагивает настолько много плоскостей выше уровня обычного альбома, что его критическая оценка может стать не такой лёгкой. Это, наверное, и привело к потрясающе скромной настоящей критике пластинки в музыкальной прессе, хотя даже обстоятельства её выпуска настолько далеко продуманные, что могут стать основанием для восхищения больше, чем сама музыка.

Начнём с того, что в новом видении Трента Резнора на индустрию (или хотя бы на его собственную работу) слушателю теперь не приходится покупать «кота в мешке», основываясь лишь на манящем радио-сингле или пафосной рецензии: стратегии, которую с момента появления музыкального бизнеса, эксплуатировали лейблы от мала до велика, чтобы «впарить» свой товар неосведомлённым. Напротив, первый том альбома целиком бесплатно предлагается на сайте, сделанном для распространения Ghosts, давая слушателю прекрасный шанс определить: действительно ли музыка стоит его кровно заработанных деньжат.

Ещё одной частью нового формата музиндустрии по Резнору является доступность мультитрековых исходников в высоком качестве. В результате, слушатель становится активным участником, видоизменяя свои аудио-впечатления, где ценность музыки чётко соотносится с количеством усилий, которые слушатель вкладывает в её понимание и дальнейшее изменение контекста и аранжировки. К примеру, если вы, скажем, металхед и эмбиентная природа большинства треков на Ghosts (а это явно обращение к тем, кого группа до сих не заинтересовала) не особо ласкает вам слух, то можете взять самые агрессивные куски каждого трека и смикшировать из них свой собственный — покороче или, наоборот, подлиннее — или можете навставлять туда «плавящих металл» соло Эдрина Белью, сколько душе угодно, наложив всё это на бас-линию с ультра-дисторшеном. А может, вам эти шумы, размазанные по четырём EP, кажутся ничем иным, как мигреневым идиотизмом, ну, — идею вы поняли.

Нужно отметить, что загрузка и распространение слушателем своих новых миксов (а также и собственно оригинальных файлов) приветствуется и легальна, благодаря тому, что Ghosts I—IV выпущен по революционной модели авторского права Creative Commons. Наряду с тем, что идея публикации мультитреков не является новой (и этот факт уже широко использовался Резнором), выпуск их по этой лицензии — как раз является, так как тем, у кого нет средств или способностей или желания на создание ремиксов, это даёт доступ к стольким вариантам работ, сколько хорошо устоявшееся коммьюинити ремикшеров Nine Inch Nails сможет предоставить. Аудио-широта данного нам альбома, возможность различных конфигураций, поистине безграничны. В дополнение ко всему, нужно учесть и недавно анонсированный «кинофестиваль Ghosts» на YouTube, где фэнам предлагают положить музыку 36-ти треков без названия на собственный кино- или видеоряд, что так же остаётся легальным, благодаря лицензии Creative Commons.

Таким образом, неудивительно, что Ghosts создал оглушительный ажиотаж в блогосфере: кажется, что впервые настолько широко известный артист так активно предоставляет столько свободы действий со своей работой. И именно факт награждения слушателя возможностями и правами создать собственные впечатления сделал Резнора кем-то вроде суперзвезды в Интернете (nin.com — один из самых популярных и противоречивых блогов в сети), а также, в результате, принёс Резнору $1,6 млн за первую неделю продаж Ghosts I—IV в онлайне. Тут явно что-то с «силой слушателя».

Безусловно, модель Трента работает только, когда у артиста уже есть настолько преданная аудитория, что готова платить за искусно сделанные и дорогие делюкс издания и/или настолько большая, чтобы обеспечить достаточный доход с дешевых загрузок, следующие за расходами на обработку кредитных карт, серверы, веб-разработку и, конечно же, саму запись. Эта критика также не нова и сначала была нацелена на схоже продуманный (хотя немного спутанный) 160kbps mp3-релиз In Rainbows от Radiohead, а позже переместилась на бывших соратников по лейблу Autechre, которые за месяц выпустили свою несколько похожую эмбиентно-окрашенную пластинку Quaristice, причем, примерно в идентичной манере (загрузка MP3\FLAC файлов, прикреплённые к каждому треку изображения, предшествующая выпуску твёрдой копии, а также делюкс издание в искусной упаковке) через онлайн-магазин bleep.com. Но всё же, по общим отзывам, Ghosts I—IV стал поразительным художественным и финансовым успехом — да, и звучит он не совсем уж убого.

Что приводит нас собственно к музыке — элементу Ghosts, о котором, наверное, меньше всего говорят. Как и всё, что касается альбома, музыка оставляет двоякое ощущение: импровизации и тщательного расчёта, плавности и естественности, но в то же время музыка будто создана для нанесения максимального концептуального удара и универсальной привлекательности. Содействует такой привлекательности (а волнительные звуки из новой NIN-студии в Лос-Анджелесе выносит на авансцену) решение Трента не писать ни строфы к 110-ти минутам музыки, составляющих альбом, — ещё одна явное обращение к такой всеважной аудитории «инди», ранее отвергавших Резнора за его лирические «экзерсисы» (см. туры с TV On The Radio, Autolux и Peaches, а также ремиксы от Ladytron, The Knife и The Faint). Но NIN — не новички в инструментальной музыке: от эмбиентного саундтрека, который Резнор сочинил для очень нашумевшей видеоигры «Quake» (1996) до множества инструментальных треков, раскиданных по всей дискографии, так что, когда Трент заявил в недавнем пресс-релизе, что хотел сделать такую запись уже многие годы, то не поверить его словам было трудно. Оказалось, что он искренне готов, как его фэны верили и молились, что он когда-нибудь будет, двигать свою музыку (музыку в общем смысле), в места, где они ещё не бывали.

Наряду с тем, что выпуск четырёхтомного инструментального альбома без публичного распространения о нем — это, безусловно, потрясающий способ изумить и даже отчудить от себя фэнов, которым не хватает обязательного пиара, дабы правильно проникнуться такой гигантской работой, вполне возможно, что он привлечет абсолютно новую группу слушателей, ранее не интересовавшейся музыкой Резнора. А это как нельзя кстати: трудно не заметить, что, со времён его коммерческого пика в 90-ых, альбомы Резнора продавались всё меньше и меньше и с тех пор он, кажется, стабильно терял часть фэнов, которых приобрел в золотые годы, когда NIN оказались электро\индустриальной отдушиной для миллионов несогласной молодёжи Америки, сохраняя традиции Coil, Meat Beat Manifesto и всех на Wax Trax!, сравнимые с Nirvana, сделавшие примерно то же самое для авант-рока с их приверженностями Sonic Youth, Boredoms, The Meat Puppets и т. п. Даже после того, как Резнор, выпустив The Fragile, выпал из общего поля зрения, он, более-менее, смог сохранить его обширную фэн-базу, но время шло, большинство потеряло интерес и многие из «фэнов-стариков», примкнувшие к группе в начале 00-ых, отвергли новые работы NIN, начиная с With Teeth, из-за утери Трентом перфекционалистского подхода, а также его, ну, других привычек — несомненно, что над звуком With Teeth, Year Zero, и, да, Ghosts I—IV работали не в пример меньше, поэтому он не такой всепроникающий, как материалы 90-ых.

Тем не менее, как и Year Zero в 2007-ом, Ghosts I—IV — это явный шаг вперёд, хоть и удалось сохранить то, как звучит и что представляет собой NIN. Другими словами, вместе с тем, что на Ghosts I—IV нет ни единого сэмпла, который не был бы подредактирован Трентом и Ко, чтобы придать неповторимое звучание NIN, кажется, что, наконец-то, он позволил некоторым современным влияниям проникнуть в аудио-мешанину, вместо того чтобы оставить их для альбома ремиксов. Например, инструментальная природа альбома позволила Тренту не отказать себе в использовании даба и риддимов, с которыми он не до конца наэкспериментировался на «On-U Sound версиях», всплывших на нескольких первых синглах NIN, но в то же время, присутствие банджо, вибрафона и ксилофона — всё это, кажется, неприкрытой ссылкой на нынешние модные звуки в пост-роке и фолке. Всё это ещё больше удивляет, когда задумываешься о том, как Резнору удалось отчётливо сохранить свой индивидуальный «художественный голос» сквозь все эти стилистические преобразования. Несмотря на то, какой инструмент Трент держит в руках, у него с легкостью выходят те же задумчивые, незамысловатые, но заразительные мелодии, причем, в этом сила этих мелодий, так же как и в их окружающих, безупречно созданных, битах, сэмплах, то нарастающем, то затухающем гудении, визжании, жужжании синтезаторов — не упоминая его партнёров и их собственный вклад, украшающих альбом, — всё это делает пластинку успешной на самом внутреннем уровне понимания, твёрдо ставя Трента в компанию современных электро и эмбиэнтных пионеров как Tim Hecker, Fennesz и Keith Fullerton Whitman.

Будет интересно посмотреть, какой эффект Ghosts произведет на потребителя в целом по миру. Альбом, безусловно, доказал, что модель интернет-дистрибьюции может стать успешным способом разбросать медиа-семена — это огромная победа сражающихся за разоружение существующей системы распространения. Но намного важнее то, что, наконец-то, к проблеме обмена файлами и «пиратства» подошли их собственными средствами, и, несмотря на то, что альбом намеренно свободен к копированию и распространению, он всё равно стал финансовым успехом — отличный вклад в копилку признания всего движения Open Source, хакерского лозунга «информация хочет быть бесплатной», миллионов слушателей, пользующихся файлообменными программами и торрент-сайтами для поиска, приобретения и продвижения своей любимой музыки, фильмов, игр, книг и программ. Учитывая всё вышесказанное, модель может стать потенциальным тупиком, если пользователи и слушатели пожадничают и  не поддержат артистов и разработчиков, которые не боятся «переходить реку вброд». Хотя, если мы всё-таки вооружимся идеями, которые подал нам Ghosts и последуем им до их логических выводов, то через 20 лет музыкальный бизнес будет не узнать — грань между артистом и аудиторией полностью стёрта, каждый полностью поддерживает другого, а посредники, когда-то их разделявшие, нейтрализованы навсегда. Представить такой мир больше не абсурдно — Резнор может. Он звучит как этот альбом.

« Предыдущая статья



Введите ответ на пример: 5+10= (Homo Sapiens test)


27.03.08, 13:56
woo! каменты вернулись!


27.03.08, 20:26
прикольно блин)


28.03.08, 16:56
"устоявшееся коммьюинити ремикшеров Nine Inch Nails"

опечатка и неправильная ссылка (правильный урл - remix.nin.com)


29.03.08, 02:50
больше не переводи :-/


29.03.08, 23:29
спасибо за перевод)


30.03.08, 14:28
а вы слышали о GNU? о свободном програмном обеспечении? Резнор опоздал лет на 15
Ричард Мэттью Столлман спасибо ему!


30.03.08, 15:57
резнор не опоздал, так как 15 лет был связан узами контракта


30.03.08, 17:24
ну и наверно денег хотелось


30.03.08, 17:29
никто не знал как откликнуться фэны: это была русская рулетка


30.03.08, 18:41
Никуда он не опоздал. NIN первая широко известная группа выпустившая музыку под Creative Commons (аналог GNU, только для
творчества)


30.03.08, 18:44
у creative commons и gnu есть свои плюсы и минусы. резнор долгое время ваще не могу действовать как хотел, так как должен был по контракту. полемику на счёт сс vs gnu легко найти в интернете.


03.04.08, 12:46
а контракт наверно бил гейтс подписал вместо него...


05.04.08, 17:51
Самое главное на мой взгляд в этом вопросе то, что ТРент наконец- то записал работу, какую очень долго хотел.... И я рад, что его желания исполнились.


08.04.08, 10:12
спасибо за перевод.


10.04.08, 17:05
браво!!!


13.04.08, 00:00
насчет того что звук стал менее проработанным в последних альбомах - спорный момент. по мне - звук на with teeth чище и лучше чем на downward spiral. субъективно..


13.04.08, 14:15
если критика (в печатных изданиях и интернет-рецензиях) и дальше будет интересоваться в большей сепени маркетингом, а не МУЗЫКОЙ...я огорчена.


01.05.08, 21:05
Потрясающий альбом! Я очень давно искала именно такую музыку. Эмбиент слушаю уже давно - с 1998 года.


09.05.08, 03:10
вот вот. резнор мыслит глобально. только не всем это дано понять


20.05.08, 15:34
отлично-отлично! рад и новым альбомам, и тому, что Трэнт денюжки за них получает. Чего ж тут плохого? Он того заслуживает)


04.02.09, 15:34
классный альбом!


04.02.09, 15:35
нет слов!